Архив рубрики "АСОиУ (6 семестр)"

АСОиУ — лекция №7

Темы лекции:

  • Указатели углов атаки и скольжения

Направление вектора ИВС в системе координат жестко связана с ЛА, может быть определено углами атаки и углами скольжения. Для измерения этих углов используют аэродинамический метод, который может быть реализован в двух вариантах:

  1. Для измерения углов атаки и скольжения используют сдвоенный ПВД. При отклонении сдвоенного приемника от встречного воздушного потока, появляется разность давлений. Это разность измеряется манометром. Датчики такого типа применяются в основном при исследовательских полетах.
  2. Чувствительный элемент флюгерного типа представляет собой обтекаемый элемент симметричного профиля, который может поворачиваться вокруг оси. Если направление воздушного потока меняется, то флюгер поворачивается по направлению воздушного потока. Обычно датчики флюгерного типа совмещают с ПВД. Для этого на ПВД размещают одну или 2 пары, связанных между собой флюгеров. Ось вращения одной пары флюгеров должна быть перпендикулярна другой оси пары флюгеров. Флюгеры расположенные в горизонтальной плоскости будут определять углы атаки, а флюгеры в вертикальной – углы скольжения. С осями вращения флюгеры связывают щетки потенциометры, которые включают в мостовую схему, то есть при повороте флюгера, изменяется сигнал.
  • Понятие курса и курсовых систем

Курс – это угол, который отсчитывается в горизонтальной плоскости от меридиана до продольной оси самолета. В зависимости от какого меридиана идет отсчет, курс может быть: истинным, магнитным, компасным, относительным.

Курсовой угол это угол, который отсчитывается по часовой стрелке, между горизонтальной проекцией оси самолета, до проекции линии, соединяемой ЛА с наблюдательным объектом, то есть с радиостанцией, светилом или целью. Курс измеряется от 0 до 360 град. В зависимости от наблюдаемого объекта курсовые углы могут быть:

  1. Курсовой угол радиостанции – угол между проекции продольной оси самолета.
  2. Курсовой угол светила.
  3. Курсовой угол цели.

Приборы, дающие информацию о курсе, курсовом угле называются компасами и используются при ручном пилотировании.

На современных ЛА используют различные методы определения курса. Так ни один из них в отдельности не способен обеспечить точное соблюдение курса во всех условиях полета.

Скачать лекцию

АСОиУ — лекция №6

Темы лекции:

  • Указатели ИВС и их погрешности

В указателях истинной воздушной скорости (ИВС) методические ошибки компенсируются изменением статического давления на высоте по параметрам стандартной атмосферы. Однако при введении температуры стандартной атмосферы также возникает погрешность потому что температура неполного торможения на высоте будет отличаться от поправок по температуре.

При больших высотах полета и в разное время года относительная погрешность по температуре может составлять порядка 9%. Погрешности, вызванные несовпадением реальной температуры близки к температуре заторможенного потока. Инструментальные температурные погрешности указатели скорости в отличии от высотомеров не компенсируются по следующим причинам:

  1. Частичная компенсация осуществляется уже за счет того, что статическое давление и скоростной напор измеряются различными чувствительными элементами – анеройдной коробкой и манометрической.
  2. Указатели скорости по классу точности являются грубыми приборами и даже методические погрешности в таких приборах могут достигать 100%. Поэтому инструментальная погрешность не намного повысит точность приборов.
  • Доплеровские измерители скорости и угла сноса

Доплеровский измеритель скорости и угла сноса служит для измерения путевой скорости и в основу работы положен эффект Доплера (ДИСС). В ДИССах могут быть использованы непрерывные частотно-модулирующие и импульсные излучения.

  • Вариометры – приборы для измерения вертикальной скорости

Приборы предназначены для выдерживания горизонтальности полета, выбора режима наибольшей скороподъемности, выбора режима длительного планирования. Датчики вертикальной скорости подающий электрический сигнал, пропорциональный вертикальной скорости используется в системах автоматического пилотирования и стабилизации высоты полетов.

Метод измерения вертикальной скорости:

  1. Непосредственное дифференцирование статического давления связанного с высотой. Такой метод реализуется с пневмомеханическим дифференциальным устройством.
  2. Дифференцирование сигнала высотомеров и измерение вертикальных ускорений и их интегрирование.
  • Система воздушных сигналов

Для измерения барометрической высоты, ИВС, числа маха становится целесообразным создание измерительной системы, более совершенной и точной и способной обеспечить всех потребителей, то есть и пилота и систему автоматического управления информацией о высоте, ИВС, скоростном напоре, числе маха. Такой системой является система воздушных сигналов. Такая система воспринимает информацию о статическом давлении, полном давлении, температуре торможения. С помощью вычислителя она преобразует эти параметры в параметры необходимые для пилотирования, то есть выдает значения об абсолютной высоте, относительной высоте полета, ИВС, числе маха, отклонения от заданного значения числа маха и температуре возмущенного потока воздуха. При этом система связана с доплеровским измерителем скорости и сноса и выдает информацию о путевой скорости.

Скачать лекцию

АСОиУ — лекция №5

Темы лекции:

  • Комбинированные указатели истинной воздушной и индикаторной скоростей

Для сокращения места на приборной доске и удобства получения информации применяют комбинированные указатели скорости. В таких приборах совмещают сразу 2 прибора – указатель истинной воздушной скорости (ИВС) и индикатор приборной скорости. Прибор имеет общую шкалу и 2 стрелки. Одна индицирует ИВС, вторая – индикаторную скорость(приборную). В конструкции выделяют 2 чувствительных элемента – анеройдную и манометрическую коробку. При полетах на малых высотах ИВС практически равна индикаторной скорости и показания стрелок совпадают .С подъемом на высоту стрелка, показывающая ИВС, начинает опережать стрелку, которая показывает приборную скорость. Чем больше высота, тем разница в положении стрелок больше.

  • Аэромеханические указатели числа маха

При оптимальных скоростях полета число маха колеблется от 0.6 до 0.8. При изменении скоростного режима происходит изменение числа маха. У разных типов самолетов это изменение происходить по-разному. Наступает резкое изменение обтекание воздухом крыла и может наступить так называемый волновой кризис. При приближении числа маха к единице лобовое сопротивление резко возрастает, а подъемная сила уменьшается. На сверхзвуковых скоростях резко возрастает сопротивление воздухозаборников. Изменение коэффициентов лобового сопротивления, коэффициента подъемной силы, приводит к ухудшению управляемости самолета. Чтобы летчик справился с управлением самолета при измененных характеристиках ему необходимо отслеживать постоянно число маха. Для этой цели служит указатель числа маха.

Скачать лекцию

Страница 1 из 3123